Натюрморт. Урок № 1

DSC01085

          Натюрморт — один из самых старых жанров фотографии и до сих пор остается популярным среди любителей. Это понятно — ведь в этом жанре фотограф полный хозяин положения, он сам придумывает и создает сюжет, не зависит ни от местности, ни от погоды, ни от настроения модели, а простор для творчества не ограничен. Поэтому с натюрморта мы и начнем.

Первое правило съемки натюрморта — не торопиться, не спешить. Вас никто не гонит, вы можете посвятить  этому занятию целый день или несколько вечеров, или сколько захотите — ведь занятие это приятное и интересное.

Heda red 2
Е. Сафронов Подражание Хеде

 

Первый совет: посмотрите работы мастеров — и художников, лучше эпохи Ренессанса, и современных фотографов. В этом вам поможет Интернет, поэксплоатируйте его по полной программе опять не спеша, внимательно. Обращайте внимание на все — композицию, фон, освещение, подбор предметов, их расположение. 

Первый этап: идея, или сценарий. Нужно «увидеть» будущую композицию: главный, ключевой предмет, общая тональность картины, аксессуары, их взаимное расположение. Пока этой картинки в голове не сложилось, начинать бессмысленно.

Теперь можно начинать.

       Первым делом готовим задник (фон) и подстилку. Фоном могут служить окрашенный лист картона или фанеры, натянутая или сосборенная ткань, оштукатуренная стена, кирпичная кладка или деревянная обшивка. (На специализированных сайтах продаются самые разнообразные, очень удобные матерчатые фоны). Подстилка — это поверхность стола — чистая, дощатая, покрытая мешковиной, тканью, скатертью и т.п.

        Если вы выбрали общую тональность темную (низкий ключ), то задник и фон должны быть в темных тонах — коричневых, вишневых, синих оттенков. Если вы решили выбрать светлую картинку (высокий ключ), фон и подстилка должны быть светлыми, например, желтого, розового, оливкового оттенков. Однако общее правило таково: они не должны быть яркими, не должны отвлекать на себя внимание и «выпадать» из общей тональности.

DSC02773

   Здесь допущена типичная ошибка: белая скатерть (подстилка) выбивается из общей тональности и портит всю картину

 

        Далее расставляем подобранные заранее предметы в соответствии со сложившимся в голове планом. Это получается совсем не сразу, потому что реальная жизнь всегда сильно отличается от мечты. Этот этап может занять порядочное время, однако помним первое правило и не торопимся. Первоначальная идея может претерпеть серьезные изменения — это не страшно, мы не догматики.

         Именно с этого момента мы начинаем постоянно контролировать формируемую картину через видоискатель камеры, которую лучше всего закрепить на штативе. ( Если вы предпочитаете пользоваться смартфоном или планшетом, то вам надо подыскать какую-либо неподвижную поверхность — угол стены, мебель, подставка из книг и т.п.,  на которую можно опереться чтобы обеспечить неподвижность камеры).

          В это же время определяется формат будущего снимка — квадратный, горизонтальный или вертикальный и его границы. При определении будущих границ снимка очень важно помнить, что ни один предмет натюрморта не может быть «обрезан». Если какой-либо предмет не помещается в границы снимка, его следует просто убрать. Здесь же очень важно помнить о законах композиции, прежде всего «правиле третей».

DSC03310 Edit 2 Edit
Е.Сафронов  Акварель   Квадратный формат

 

 

L.Borisenko Tak raznoe

Л.Борисенко Так, разное…   Горизонтальный формат

Perets 2

Е.Сафронов Перчик  Вертикальный формат

   

          Освещение — важнейший элемент съемки в любом жанре. При съемке натюрморта вы можете использовать любые источники света. Самое простое — естественное освещение — съемка на открытом воздухе или у окна. В помещении можно использовать любые источники искусственного света. Однако нужно соблюдать несколько правил. Источников света должно быть несколько: во-первых, чтобы осветить картину в целом рассеянным, равномерным светом (заполняющий свет) и, во-вторых, боковое освещение, выделяющее объем и фактуру предметов (рисующий свет). Могут потребоваться контровое (сзади) и прямое (спереди) освещение. Очень важно: нельзя смешивать свет разной температуры (теплый-холодный), например свет от окна и от лампы накаливания. Часто вместо одного из источников света используется отражатель (простыня, лист ватмана).

 

DSC09644

                                                    Е.Сафронов Виноград

           

          Как и всякая другая фотография, натюрморт имеет три плана: передний, средний и задний. Именно они создают объем и глубину кадра. Ваш ключевой предмет, как правило, находится где-то на переднем-среднем плане, он обязательно должен быть в фокусе и должен выделяться светом на общем фоне. С остальными планами вы «играете» светом и фокусом — что-то притеняете, что-то размываете и добиваетесь тем самым ощущения глубины. Экспериментируйте с диафрагмой: 1,2 — 2,0 для размытия и 8-10 для увеличения глубины резкости. Выдержка не имеет значения, если вы обеспечили неподвижность камеры.

Etyud 1
Е.Сафронов  Ромашки

            Еще один важный элемент натюрморта — это текстуры. Это рельефный рисунок волокна деревянной поверхности, это переплетение нитей грубой ткани, зернышки на гладкой кожице земляники, да мало ли что еще. Достоверное изображение текстуры позволяет передать ощущение прикосновения к предметам натюрморта. Здесь очень важны точная фокусировка и резкость нужных участков снимка.

N.Rodriges Lima Smokovnitsa

Н.Родригес-Лима Смоковница

        Таковы основные этапы и элементы съемки натюрморта. Это процесс увлекательный, но сложный. Поэтому мы начнем с простого. Мы подготовим и снимем простой натюрморт в светлых тонах.  Итак,

домашнее задание

Вам потребуется:

  • небольшой стол недалеко от окна
  • фон, который следует укрепить перпендикулярно по отношению к окну
  • подстилка — скатерть, ткань, салфетка, коврик
  • главный и единственный предмет — любой плод размером с яблоко
  • блюдце или тарелка, нож для фруктов (по желанию)
  • любой другой предмет, если вы захотите уравновесить композицию
  • отражатель
  • штатив (настоятельно рекомендую)
  • терпение и время

               Если вы уже придумали, как примерно будет выглядеть ваше произведение, можно сооружать всю картину. Устанавливаем светлый фон, кладем светлую подстилку, ставим тарелку с плодом, пристраиваем отражатель (так чтобы направить на предмет свет от окна под другим углом) и устанавливаем камеру. Дальше начинается творчество, которому научить невозможно, но полезно еще раз прочитать все изложенное в начале. Только замечу, что плод можно расположить в центре, а можно на расстоянии одной трети от края кадра (тогда на другой трети можно что-нибудь разместить помельче для равновесия).

    Еще несколько советов:

  • внимательно осмотрите плод, чтобы не было никаких изъянов;
  • тщательно фокусируйте камеру на кожице плода;
  • плод можно протереть ваткой слегка смоченной в масле, чтобы блестел, но не слишком;
  • если плод находится не в центре кадра (а на одной трети от края), то воспользуйтесь ручной установкой фокуса или (если у вас смартфон) установите фокус на главном предмете.

K uroku 1                        K uroku 3

 

K uroku 2

  Теперь снимайте и внимательно изучайте результат, отмечайте недостатки, устраняйте и снимайте снова. Когда картинка вам понравится, публикуйте ее в нашей группе ФБ с хештегом #нашашколаурок1 и ожидайте оценки и замечаний. Исправляйте ошибки (если есть) и публикуйте снова и так, пока не получите положительную оценку. Все это мы должны проделать до 15 октября.

 

 

Загрузка ...
 Я фотолюбитель