Вот мы провели два первых урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте обсудим первые итоги и сделаем промежуточные выводы. Во-первых, эти опыты вызвали у публики определенный интерес: более 500 человек прочитали тексты и более 50 выполнили предложенные упражнения. Люди с интересом читали и обсуждали комментарии преподавателя. Отсюда вывод: учебу стоит продолжать.
Во-вторых, студенты переполнены энтузиазмом: вместо выполнения простых упражнений создают целые произведения. Например, вместо яблока на тарелке снимают целый натюрморт. Оно неплохо, но затрудняет учебный процесс.
Отрадно, что в группе появились любители, которые просят критических комментариев для своих работ, хотя по-прежнему очень многие обижаются на критические замечания. Вот иной раз очень хочется подсказать человеку, где он ошибся, и не знаешь, как слово отзовется, чаще воздерживаешься.
А между тем характерных ошибок много, причем таких ошибок, которых легко можно избежать. Чаще всего это отсутствие фокуса — или вся картинка, или основной объект — размыты. Следующая типичная ошибка — это отсутствие сюжета и композиции. Увидел интересное облако — щелк!, увидел интересное цветовое пятно — щелк!, а что вокруг и какая получилась картинка в целом — даже не смотрит. Удручает общее низкое качество многих снимков — серость, черные тени. И полное пренебрежение постобработкой.
Я очень прошу вас, люди, прочитайте еще раз статью «Что делать с неудачными снимками?».
Таким образом, впереди у нас необъятное поле творчества, потому что есть, куда расти, к чему стремиться. В заключение посмотрите еще раз на работы наших отличников. Пусть их будет больше!