Разбор фотографий от Светланы Сковер

28 июня 2020 г

Здравствуйте, друзья!

С вами снова Светлана Сковер в нашей еженедельной рубрике #разборанализ

Все фотографии, которые представлены в этой рубрике обязательно будут разобраны, поэтому, прошу всех, кто представляет снимки на разбор, добавьте, по возможности, технические данные своих снимков: выдержка, диафрагма, ISO, фокусное расстояние, название камеры и фокусный диапазон.

Сегодня в обсуждении — пейзаж от Eugen Gorskih. Кстати, более половины предложений на разбор — пейзажи. Интересно, с чем это связано? Как думаете?

2 1

 

Автор Eugen Gorskih‎. Франконская Швейцария; Замок Гёсвайнштайн

И еще вопрос. Можно ли такие фото с уверенностью назвать пейзажем? Может, это «портрет» замка? Ведь на фото – главный элемент – замок, расположенный строго в точке пересечения третей, благодаря чему наш взгляд устремляется точно в нужную точку смотрения. Или, может, это натюрморт? Просто с очень большими объектами: домами, деревьями. Видите, как все непросто). Думаю, именно поэтому люди и придумали в свое время определения жанров. Согласитесь, когда мы мыслим структурно, нам легче ориентироваться в том или ином явлении. Но жизнь, такая штука, неструктурная, и постоянно подкидывает новые темы для размышления)

Вернемся к снимку. К композиции у меня нет претензий. Множество треугольных форм как бы подчеркивают, холмистый ландшафт. Я считаю, это очень остроумное решение: опосредованное упоминание местности через форму.

2 3

Все это утопает в пышной зелени на фоне синего неба с облаками. Правда, меня смущают размытые пятна справа и внизу снимка. На фоне общей резкости эти части оттягивают на себя ненужное внимание.

Несколько слов о цветовой обработке. На переднем плане, левее куст сирени, представляет собой огромное цветовое пятно, сопоставимое по размеру с домом, который находится позади, и даже больше чем основной объект – замок. К тому же, яркий насыщенный цвет сирени прямо-таки кричит о том, чтобы мы смотрели только на него. Похоже, между объектами в кадре разгорается нешуточная борьба за наше зрительское внимание))) Хотел ли этого автор? Сомневаюсь.

В целом, вся цветовая гамма могла быть поспокойнее. Подобная яркость уместна в детской книжке как иллюстрация к сказочному сюжету. Фотография, предназначенная для взрослого зрителя, все-таки предполагает более спокойные оттенки. Тем более считается, что глаз взрослого человека способен воспринимать бóльшее разнообразие цветовых нюансов, и в атаке ярких цветов не нуждается. Ну, а если вы занимаетесь фотографией и постоянно работаете с цветом, то ваше цветовое восприятие  еще более развито. На своих занятиях, я уделяю большое внимание теории цвета, и с удовольствием отмечаю, как повышается уровень работ практикантов, которые начинают осмысленно относиться к этому важному параметру.

В заключение, позволю себе предложить вариант обработки. С помощью кадрирования убрала размытие справа, снизила насыщенность зелени, уравновесила цвет сирени на переднем плане слева с цветом крыши первого сооружения справа и чуть увела температуру в холодный оттенок. В целом открыточный стиль сохранен. Кадр все равно получился достаточно ярким и нескучным, при этом – сдержаннее за счет использования более близких друг к другу сиреневых и холодных зеленых оттенков.

С цветом сирени пришлось немного слукавить)) Ведь тот куст не такого оттенка. Но в данном случае я привела пример цветовой коррекции. Если бы мне довелось снимать этот сюжет, возможно, я бы вообще в кадр сирень не брала.

2 2

 

 *  *  *

 

Друзья, с вами снова Светлана Сковер, фотограф, преподаватель и организатор туров.

Как вы уже, наверное, заметили, наши разборы не очень похожи на традиционные. Честно говоря, для меня самой это неожиданность. Когда я получила предложение от Евгения вести эту рубрику, думала, что буду разбирать фото как это делалось десятки лет в журналах, посвященных фотографии. Но мы живем в удивительное время, когда самый большой интерес представляет наше индивидуальное видение, когда вместе с классическим стилем активно развивается фотография, которую мы называем современной. Мне кажется, нельзя жить в 2020 году и делать вид, что этого не знаешь.  Поэтому, когда смотришь на мир через призму современной фотографии, то и комментарии твои становятся другими, неклассическими.

Поэтому, мы начинаем очередной неклассический разбор. Со своей стороны, прошу вас писать в комментариях, что бы вы еще хотели услышать в разборе, на чем бы вам хотелось сфокусировать внимание больше.

image1

Автор Георгий Башкин

Сегодня поговорим про съемку архитектурных объектов. Казалось бы, что тут сложного! Стоит себе сооружение, никуда не бежит, гримасы не строит, что там снимать! Подошел да щелкнул. Но как вы и сами понимаете не все так просто.

Я не буду касаться профессиональной съемки архитектурных объектов, например, для каталогов. Там используются специальная техника, а работа фотографа максимально деперсонализирована, и в данном случае для нас не представляет интереса.

Давайте посмотрим на сегодняшнее фото для разбора. В данном случае, мне кажется, очень важным пояснение (стейтмент), которое дал автор. Раннее утро при почти 30 градусном морозе. Встать рано утром, да еще пойти в такой мороз снимать, на это, знаете ли, не каждый способен! Но перед этим необходимо заранее продумать снимок.

В данном случае 2 часть – самая информативная и занимает примерно четверть снимка. Вместе с первой они составляют половину снимка и отделены друг от друга полосой неясного происхождения, 3-я часть занимает около половины и это все снег. Неудивительно, что автору этот снимок не нравится: действительно непонятно почему автором выбрано подобное соотношение объектов. Также рекомендую автору проверить основные параметры снимка. Учитывая, что на снимке полно ненужных артефактов, настройки выбраны нерационально, от чего, конечно, техническое качество снимка сильно пострадало.

image2

Для начала решите, что бы вы хотели увидеть на фото. Если это раннее утро, как его передать без словесных пояснений? Если для вас главное —  мороз, подумайте, как передать холод визуально. Представьте ваш снимок. Какой он? Ракурс: классический или с перспективными искажениями? Каким должен быть фон? Выберите основной объект кадра, подумайте, какова его крупность? Какие еще объекты должны быть в кадре? Формат кадра? Где находится солнце, хотите ли вы чтобы свет был ровный или контрастный? Если половину снимка занимает заснеженное поле, подумайте, как это отражает ваш замысел? Для чего вам нужно снимать церковь в дымке, без четких деталей, занимающую совсем немного места в кадре?

Проанализируйте уже существующие фотографии церкви, подумайте, какие идеи этих фото вам нравятся, как они соотносятся с вашим видением. Уже на месте обойдите объект. Проверьте как меняется вид при смене точки съемки, изучите местность. Энсел Адамс, например, чтобы сделать пейзажный снимок долго готовился, изучал характер местности, освещение в тот или иной час суток и только потом приступал к работе. При использовании такого подхода, вы сможете сделать ваши снимки более персональными, а ваш замысел станет понятен без слов.

  *   *   *

 

14 июня 2020 г.

Уважаемые читатели, настало время еженедельной рубрики #разборанализ

С вами я, Светлана Сковер, фотограф, создатель авторского курса «Введение в современную фотографию», организатор туров. Сегодня поговорим о влиянии обработки на настроение снимка. Сделаем это на примере фотографии Павла Звонарева. 

original

На фотографии — одуванчик на фоне закатного неба. Заниженная экспозиция создает довольно мрачную атмосферу. Небо в оранжево-серых тонах, переходящих в темные сполохи внизу кадра, создает ощущение тревожности. Силуэт легкого воздушного одуванчика в контровом освещении оттеняет и, таким образом, усиливает мрачную атмосферу. Хотя, думаю, Павел хотел передать другое настроение: спокойствие природы, уходящей ко сну. Кстати, у меня на курсе есть такое задание «снять один и тот же предмет по-разному». Слушатели приносят очень интересные результаты, и на практике убеждаются сколько смыслов можно передать, меняя фон, освещение и ракурс.

Так, что же на самом деле хотел сказать художник? И как достичь желаемой атмосферы в кадре? Узнаем в сегодняшнем разборе.

Но сначала общие правила съемки. Первое: устанавливайте такие настройки, чтобы кадр технически был безупречен, тогда вам потребуется минимум обработки. Второе: обработка нужна для передачи художественного замысла, а не для «вытягивания» недостатков, допущенных на съемке.   

В нашем примере я бы рекомендовала выставить минимальное значение ISO и максимально открыть диафрагму. Выдержку установить в пределах 1/100 – 1/250. Если при таких параметрах изображение темное, начинаем увеличивать ISO, добиваясь нужной экспозиции. Такой порядок применяется для того, чтобы снизить вероятность цифрового шума. Рекомендую Павлу проверить техданные снимка на соответствие этим правилам.

Кроме того, хорошо бы использовать отражатель (подойдет обычный белый лист) для подсветки цветка спереди. Также можно было расположить камеру по отношению к объекту так, чтобы закатные лучи находились спереди (чуть справа или слева). Кстати, для создания тяжелой мрачной атмосферы, контровое освещение можно и оставить.

А теперь приступим к обработке. Смотрим, нужно ли усилить/облегчить фон, решаем вопрос цветокоррекции, кадрируем, если нужно добавить/убрать пространство вокруг цветка или изменить положение объекта в кадре и так далее.

Чтобы не быть голословной представляю вам два варианта обработки одного и того же кадра. В первом случае я вдохновилась тревожной атмосферой фона и сделала такой «апокалиптический одуванчик», во втором случае постаралась подчеркнуть лёгкость, воздушность цветка и придать снимку романтическое настроение.

В первом варианте усилила контрастность и насыщенность, сделала более плотное кадрирование, чтобы цветок выглядел больше и внушительнее. Во втором – облегчила и размыла фон, сделала более мягкий переход к темной нижней части фотографии, добавила небольшую цветокоррекцию и усилила резкость цветка. В обоих случаях выровняла объект по центру.    

                    obrabotka 1  obrabotka 2       

На этом все. Надеюсь, разбор был полезен не только автору снимка. В заключение у меня вопрос ко всем читателям: а какую обработку предложили бы вы? Пишите в комментариях и до следующего воскресенья!

 

* * *

Дорогие участники, благодарю вас, что доверили свои фотографии для разбора. Я выбрала две работы: пейзаж и натюрморт. Перед тем как начать, хочу оговориться, что все, что я написала — мое личное субъективное мнение, основанное на опыте работы и многочисленных разборах, в которых я сама была по обе стороны процесса. Я, как никто, понимаю, что наши взгляды на фотографию могут не совпадать, мое мнение не единственно верное, а истина – где-то посередине. Цель разбора – вдохновить авторов и всех участников на новые интересные работы. Итак, мы начинаем.

M.Danilova Uhodilo leto

Автор снимка Маргарита Данилова

Маргарита выбрала для разбора один из моих любимых жанров – натюрморт. В представленной работе есть главное — хорошо схваченная атмосфера. Композиция, удачно подобранные цветовые сочетания главного объекта и фона, интересный фрейминг в виде оконной рамы справа и снизу, вся композиция наполнена воздухом и дает ощущение легкой грусти о чем-то прошедшем и очень приятном. Хочется отметить хорошую работу со стеклом: ваза получилась очень удачно, и в целом работа очень живописна.

Немного смущает выбитый треугольник вверху слева и нецелевое использование книги в качестве подставки под вазу. Наверняка все знают, но я повторю главное правило натюрморта – все предметы в композиции должны сочетаться друг с другом, а в классическом натюрморте (а Маргарита сняла именно классический натюрморт) предмет не должен выполнять несвойственную ему функцию. 

Отдельно хотелось бы сказать про кадрирование. Всем известно, что существуют определенные пропорции, которых нужно придерживаться. Я рекомендую Маргарите изучить эту тему подробнее. Данная композиция очень сильно тяготеет к квадрату – одному из самых устойчивых форматов, но здесь, на мой взгляд, лучше использовать соотношение 4:5 и расположить кадрирование вертикально. Тогда левая неинформативная часть срежется и частично уйдет выбитое небо сверху, и композиция приобретет более законченный вид.

В заключение хочу сказать, что в наше время стилистика натюрморта очень активно переосмысливается в фотографии. Авторы все дальше уходят от живописных приемов, которые ассоциируются с прежними временами, и наполняют натюрморты новым дыханием. С помощью натюрморта можно выражать любые, самые актуальные проблемы современности: от личных взаимоотношений до экологической и социальной проблематики.

 

 

Misan

Автор снимка Рихард Мисан 

На представленной работе мы видим потрясающей красоты пейзаж. Вообще, должна признаться, я поклонник цветной фотографии, и, хотя не против монохрома (у меня проект «Эмпатия» снят в чб, кстати), предпочитаю цвет в фотографии. Так вот, белые стволы берез в яркой зелени, которая, в свою очередь, оттеняется более темной хвоей сосен, и все это великолепие, отражающееся в тихой глади, конечно, очень хочется запечатлеть. Рихард выбрал очень эффектный прием – симметричную композицию. Но, как показывает опыт, чем проще идея, тем сложнее ее осуществить. Давайте разберем какие здесь подводные камни.

Прежде всего, линия берега находится чуть ниже середины снимка. Конечно, мы все помним, что для придания динамики линия горизонта должна проходить чуть выше или чуть ниже. Но в нашем случае – деление посередине это то, что нужно! Именно это дало бы эффект величавого спокойствия.

Идем дальше. Давайте посмотрим, как расположены деревья. Ряд сосен слева продолжается березами. Обратите внимание: слева кроны выше и стоят, плотно соприкасаясь, а справа – деревья ниже и листва уже более разрознена. Таким образом, и здесь симметрия нарушается. К тому же, перебивают впечатление и вносят сумятицу беспорядочные размытые ветки (особенно слева) на переднем плане.

Вследствие всех этих факторов зрительское восприятие находится в сложном положении. Наш мозг не понимает, за что ему можно зацепиться, что оценивать в первую очередь. Поэтому впечатление от снимка слегка беспорядочное. Задача фотографа – облегчить зрителю восприятие. Для этого достаточно более тщательно выбрать отрезок леса, который должен войти в кадр, проанализировать плотность крон, соотношение берез и сосен в кадре.  Далее, хорошо бы отступить на пару метров назад и сформировать кадр так, чтобы расстояние от верхушек деревьев до неба было равным и сверху и в отражении. Что же касается цвета неба, то если отдать ему роль белого листа бумаги, на котором выигрышно смотрятся верхушки деревьев, то ничего специально вытягивать в редакторе не надо. Этот подход, кстати, внесет некоторый оттенок современности в кадр. Если вы хотите сделать снимок в классической манере, то дождитесь, когда облачность пройдет и снимайте на фоне голубого неба.

Кстати, если вы помните, у Клода Моне есть серия из тридцати работ, изображающих Руанский собор в разное время суток в разном освещении. Если применить этот подход к вашему сюжету, может получиться интересное исследование одного из красивейших уголков природы, который мы узнали благодаря вашей фотографии.

С уважением, преподаватель Светлана Сковер

Загрузка ...
 Я фотолюбитель