Съемка зеркалкой на автомате

Zerkalka na avtomate

Фотография для «чайников». Уроки от фотографа Чулымского.

 

Каждый новоиспеченный владелец зеркальной фотокамеры знает, что и здесь можно «фоткать» в полностью автоматическом режиме. Можно по-разному относиться к данной опции. Кто-то гордо воротит нос и мнит себя тру фотографом, не признающим никакой атоматики и снимая только в полностью ручном режиме М. В крайнем случае в A или S. Кто-то, наоборот, не заморачивается и сразу ставит колесо переключения режимов в т.н. «зеленую зону» (полный автомат) и таскает камеру с собой повсюду, закинув ее за спину, аки рюкзак (ау, хипста!).

Новичку с зеркалкой не стоит гнушаться автоматических режимов. В большинстве случаев они спасают и гарантируют получение вполне нормальных фотографий. Более того, просмотр технических данных полученных снимков позволяет понять, почему камера выбрала те или иные настройки в каждой из сцен. Ну, или если не понять, так хотя бы запомнить на будущее.

Как бы там ни было, а для пущей ясности, стоит разобраться с этим вопросом раз и навсегда и решить для себя, когда и какой из режимов съемки стоит применять и надо ли избегать полностью автоматических режимов.

Поехали!

Режим Аuto или полный автомат. Как следует из названия, позволяет полностью отдаться процессу съемки без лишних раздумываний. Главное — попасть в фокус. На первых порах новичку с зеркалкой рекомендуется снимать именно в этом режиме, чтобы просто привыкнуть к камере, почувствовать ее.

Когда мы говорим о фокусировке, то подразумевается вот что: в режиме полного автомата камера также сама выбирает на что сфокусироваться. И не всегда эта цель соответствует вашим ожиданиям. Особенно, если на камере одновременно включен режим автоматического выбора точки(точек) фокусировки.

Поэтому даже на полном автомате рекомендуется для начала забраться в настройки камеры и установить там режим автофокуса в положение «одна точка». Эту точку вы сможете выбирать вручную, двигая мультиселектор. Обычно ее сразу ставят в центре и так снимают.

Также вы заметите, что на полном автомате очень часто выскакивает встроенная вспышка. Даже в яркий летний день, что многих начинающих сильно удивляет. На самом деле камера таким образом пытается компенсировать слишком яркий задний свет, чтобы хоть немного подсветить объект спереди. Иначе он может получиться совсем черным силуэтом на фоне яркого неба, белой стены или пляжного песочка. Ну и вечером, а также ночью ваша вспышка всегда будет торчать кверху. Это понятно. Если вам не нужна вспышка, то можно выбрать также автоматический режим Р, в котором, однако, вы более свободны в некоторых настройках и можете принудительно вообще отключить вспышку.

У некоторых зеркалок Nikon еще есть особый режим автомата с выключенной вспышкой, обозначенный перечеркнутой молнией в круге. Он практически полностью идентичен полному автомату, но вспышка не выскакивает. Очень удобно, если вы снимаете в музее или карапузов, которых яркий свет может испугать.

Режим Р или Программный автомат. В данном режиме камера автоматически выбирает оптимальную выдержку и диафрагму (т.е. правильную экспозицию). При этом вы можете гибко этим делом рулить, поворачивая колесо управления. Числа будут меняться, но экспозиция останется прежней.

Зачем это нужно? Например, камера выбрала пару значений 1/500 и f5,6. Если вы хоть немного знаете про диафрагму, то понимаете, что при таком ее значении (5,6) глубина резкости будет небольшой. А вам надо чтобы на снимке больше объектов попали в поле резкости. Вы крутите колесо управления до тех пор, пока значение диафрагмы не достигнет, например, 11. Камера автоматически подберет выдержку длиннее (1/125), чтобы количество света, попадающее на матрицу, осталось прежним.

Кстати, данный режим очень любит использовать в путешествиях гуру цифровой фотографии Скотт Келби. Вот что он сам говорит по этому поводу в своей книге «Цифровая фотография т.1»:

«При съемке городских пейзажей фотограф постоянно ищет удачный кадр. Это когда вы заворачиваете за угол и внезапно замечаете что-то невероятное, необычное, что до вас еще никто не снимал. Как вовремя вы оказались в нужном месте с фотоаппаратом! Как же оставаться в постоянной готовности к съемке сцены, которая может произойти в любой момент? Ответ простой: нужно фотографировать в режиме Р…»

Режим А (Av) или приоритет диафрагмы. Более продвинутый режим, который можно назвать полуавтоматическим, так как диафрагму вы все-таки выбираете вручную, а камера подстраивает выдержку таким образом, чтобы кадр получился правильно экспонированным. Очень полезен данный режим в тех случаях, когда вы сознательно выбираете необходимую глубину резкости. Например, при съемке портретов большая глубина резкости не нужна, все внимание должно быть сосредоточено на объекте съемки. Вы открываете диафрагму как можно шире (2,8 или 4). Другая противоположность — съемка пейзажа, когда нужно, чтобы резкими вышли и ближайшие кусты и дальняя опушка леса с озером между ними. Тогда выбираете диафрагму 11 или 16. Камера в обоих случаях сама подберет необходимую выдержку.

Режим S (Tv) или приоритет выдержки. Как следует из названия, здесь вы вручную сами выбираете нужную скорость срабатывания затвора камеры (выдержку), а диафрагма при этом выбирается автоматически. Данный режим очень полезен при съемке движущихся объектов. Например, вы снимаете какие-то спортивные состязания или просто едущие машины. Чтобы объект не получился смазанным, логично настроить камеру так, чтобы она срабатывала быстро. Вы ставите выдержку, скажем, 1/500 или даже 1/1000, а камера сама подберет нужную диафрагму, чтобы объект получился хорошо экспонированным.

Другой вариант: вы хотите снять «молочные реки», как это модно у профессиональных пейзажистов. Вы ставите длинную выдержку на полторы – две секунды и получаете этот красивый эффект. Правда при этом понадобится штатив и, скорее всего, нейтрально-серый фильтр.

Творческие режимы или режимы сюжетов. На всех бюджетных зеркалках они есть. По сути, это также полностью автоматические режимы. Некоторые из них дают возможность чего-то настраивать, другие нет. Названия режимов говорят сами за себя: Портрет, Пейзаж, Ребенок, Спорт, Макро и т.п. О характерных особенностях каждого из них можно прочитать в инструкции к камере.

Рекомендуется опробовать их все, так как затем можно будет посмотреть, какие именно настройки выставила камера. Это всегда пригодится в будущем, когда вы сами будете снимать что-то похожее. Можно, конечно же, не морочиться и включить соответствующий режим, но с опытом вы уже заранее будете знать, как правильно настроить камеру и сделать это будет гораздо приятнее и зачастую быстрее, чем искать нужный автоматический режим и вспоминать, что он может, а что нет.

Загрузка ...
 Я фотолюбитель