Съемка зеркалкой в ручном режиме М

Zerkalka v ruchnuyu

Фотография для «чайников». Уроки фотографа Чулымского.

 

В прошлый раз мы поговорили об автоматических режимах съемки зеркальной фотокамерой, в том числе Программном (Р) и приоритетах выдержки (S) и диафрагмы (А). Все это замечательно и по-сути на 95% перекрывает все потребности большинства фотографов. Оставшиеся 5% пользуются исключительно ручным режимом съемки (М). Настоящие фото-джедаи! Зачем же это делать и в чем польза ручного режима мы сегодня и попробуем разобраться.

Когда-то давно не было вообще никакой автоматики. Любой фотограф мог без запинки ответить, какую пару выдержка+диафрагма необходимо выставить в зависимости от условий съемки, чтобы получить правильно экспонированную фотографию. Таблица типичных установок заучивались наизусть, как таблица умножения и со временем приживалась в мозгу фотографа, как нечто само собой разумеющееся. Сейчас таких талантов остались единицы. Они до сих пор разгуливают по улицам с допотопными Ляйками и Контаксами и снимают на пленку или выезжают на пленэр с громадной карданной камерой, заряженной фотопластинами.

Спрашивается: на кой черт морочиться с ручными установками, если современная фотокамера сама умеет точно измерять количество света и устанавливать автоматически все необходимые настройки? Ключевое слово здесь — «точно». Именно это зачастую мешает снять настоящий шедевр, как бы это парадоксально не звучало. Дело в том, что любая автоматика рассчитана на получение правильно экспонированного снимка, только и всего. Правильно — это значит некое усреднение, унификация, т.е. примерно одинаковое в длинном ряду однотипных кадров. Представьте себе ряд автомобилей одинаковой марки и все одинаково серые. Нет никакой индивидуальности. Но если одну из них сделать чуть темнее, то глаз сразу выделит ее из общего ряда. 

p class=»p1″>Именно индивидуальность отличает снимки, сделанные в ручном режиме, от автоматических. Вы можете очень тонко регулировать настройки камеры, как хороший повар, добавляющий те или иные ингредиенты понемногу. Давайте рассмотрим некоторые случаи, когда предпочтительнее выбрать ручной режим:

1. Съемка в ночное время. Пожалуй, этот жанр фотографии наиболее часто требует ручных настроек фотокамеры. Речь, конечно же, идет о серьезной съемке с использованием штатива и длительных выдержек, а не просто фотка со вспышкой пьяной подружки со жбаном пива в фонтане ночью. Съемка ночных сюжетов, как правило, требует ручной установки длинной выдержки (счет идет на секунды, а то и десятки секунд), минимальной чувствительности для уменьшения шумов и необходимой диафрагмы. Автоматика здесь бесполезна. Даже поправка экспозиции не выручит.

2. Силуэтная съемка. Кстати, о съемке силуэтов можете почитать в статье «Летний креатив: фотографируем силуэты». Здесь требуется добиться практически черных силуэтов фигур на ярком фоне. Поправка экспозиции тут не всегда справляется, может просто не хватить ее диапазона настроек.

3. Использование не родных либо старых объективов. Сейчас на вторичном рынке есть огромная куча старых объективов, которые порой превосходят по качеству изображения многие современные. И при этом стоят значительно дешевле. Многие фотографы с удовольствием пополняют свой парк оптики такими объективами. Но проблема в том, что не все зеркалки умеют корректно с ними работать. Например, Nikon просто «не видит» такие объективы и выдает соответствующее сообщение типа «объектив не пристегнут». Тут остается только переключиться в ручной режим М, когда камера перестает ругаться и продолжает нормально работать.

У неискушенного пользователя может возникнуть закономерный вопрос: а как это вручную выставлять значения выдержки и диафрагмы, если я о них ничего не знаю? На помощь придет, как это ни странно, автоматика самой камеры. Вы сначала включаете режим полного автомата или Р, нажимаете кнопку спуска на половину и смотрите на мониторе, какую пару выдержка+диафрагма выбрала камера. Запоминаете их, переключаетесь в ручной режим М и уже от полученных данных пляшете далее. Поворачивая колесо управления, выставляете необходимые вам значения.

Сложности могут возникнуть у владельцев камер Nikon при использовании старых или не родных объективов. Как я уже говорил, камера не только отказывается их видеть в автоматических режимах, но и не дает никаких данных по замеру экспозиции. Здесь придется идти методом проб и ошибок, делать много повторных кадров, снимая все в ручном режиме и постепенно запоминая типичные установки в тех или иных режимах освещения.

Загрузка ...
 Я фотолюбитель