Урок № 10. Монтаж

Vystavka rabot

Урок от Александра Семенюка

 

 

            Монтаж видеофильма короткими кадрами — это одна из форм использования особенностей человеческого зрения. Одно из основных правил видеомонтажа — не делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд. Можете проверить это правило, просматривая любой фильм или телепередачу. Вы обнаружите, что редко кадры держатся более 5 с. В выпусках новостей — еще меньше, кадры могут меняться чуть ли не ежесекундно. Но быстрая смена тоже утомительна, мы не все успеваем воспринимать информацию, поэтому, условимся — средняя продолжительность кадра 5 с.

      Не воспринимайте это как догму, из любого правила могут быть исключения. Многие великие режиссеры использовали длительность кадра до нескольких минут, например, Тарковский, Феллини. Если по вашему замыслу кадр должен быть длинным и ваше видео смотрится хорошо — решать Вам.

Ei zenshtei n

          В монтаже изображений существуют две противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот, стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя.

          Чтобы понять принципы стыковки кадров, рассмотрим понятие плана.

План — это обозначение масштаба съемки, выбор крупности объекта съемки.

Различаются следующие виды планов (на примере съемки человека):

1. Деталь (например, глаз человека с бровью, кисть руки, губы).

2. Крупный план — лицо человека во весь экран.

3. 1-й средний план — часть фигуры человека, взятая в рамку кадра чуть выше пояса.

4. 2-й средний план — фигура человека по колено.

5. Общий план — человек во весь рост располагается в кадре так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.

6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.

На практике чаще всего встречается деление на крупный, средний и общий планы, но для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть.

unnamed

Одно из главных правил монтажа — учет планов или монтаж по крупности.

            Установлено, что лучше воспринимаются кадры, смонтированные «через план», например, крупный со вторым средним, 1-й средний с общим. Поставленные рядом похожие или соседние по крупности планы вызывают ощущение рывка и смотрятся плохо. Исключением является стык детали и крупного плана, дальнего и общего плана, здесь неприятных впечатлений не возникает.

          Плохо воспринимается переход между кадрами, сильно различающимися по крупности, скажем, с детали на общий план. Зритель может просто потерять объект внимания. И наоборот, если перейти с дальнего плана на деталь, возникает ощущение броска на зрителя (хотя такой прием можно использовать для привлечения внимания к чему-либо).

Следующее важное правило — учет ориентации в пространстве (монтаж по взгляду).

           Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе зритель потеряет ориентацию (не путать с ситуацией, когда камера показывает разговаривающих поочередно). Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре — от нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по той же причине). Это не значит, что нельзя снимать с разных сторон, главное, чтобы при монтаже такие кадры не стояли рядом. Такой переход можно осуществить через кадр, вставив между ними, например, крупный плана снимаемого объекта.                                                                                                        

Очень важным при монтаже является учет освещенности или монтаж по свету.

           Плохо, когда соседние кадры резко отличаются по освещенности, это, буквально, бьет по глазам. Если вам нужно сделать переход от яркого света к затенению, поставьте между ними нейтральный кадр, чтобы смягчить переход.

Монтаж на движении

         Это наиболее часто встречающийся монтажный переход, В нашем следующим занятии мы будем учиться стыковать планы на движении одновременно со сменой крупности планов. Это наиболее сложный и интересный процесс. Я думаю теперь вы понимаете зачем крутились в креслах и выполняли различные движения.  У тех, кто небрежно отнесся к процессу съемки, может не получиться плавный стык. Но не переживайте, из всех затруднительных положений всегда есть выход

В общем подождем, пока подтянутся на  урок  еще желающие и 20 февраля будем приступать к  освоению монтажа.

                                                     

Монтировать мы будем так же на смартфонах с операционной системой Андроид. Для этого нужно в интернет-магазине Play Market скачать приложение PowerDirector. Это, на мой взгляд, лучшая программа монтажа для смартфонов. Пробная версия бесплатна и будет работать у вас 10 дней. Этого вполне достаточно. А далее, если она вам понравится, можно ее купить. Есть возможность скачать ее окончательно бесплатный вариант.  Гугл и Ютуб вам в помощь!  Приложение простое и в то же время довольно профессиональное. Те из вас, кто уже отснялся, могут скачать PowerDirector и с помощью огромного количества видеоуроков по нему в Ютубе, потихоньку начать изучать.

Загрузка ...
 Я фотолюбитель