Выбор оптики для первой зеркальной камеры

obektivy

Любой начинающий фотолюбитель, дорвавшийся, наконец, до зеркальной фотокамеры, даже еще толком не поснимав китовым объективом, уже замышляет дерзкое: пополнить свою будущую коллекцию стеклом классом повыше. Соблазнов тому — тьма! Чего стоят только вкусные и временами восторженные опусы обладателей заветных стеклышек на фото-форумах. И светлота то у них потрясная, и картиночка — вах, да! Аберраций практически нет (лукавят, подлецы, ой лукавят 🙂 ). Для портрета, пейзажа, архитектуры, спорта, полночных посиделок (нужное выбрать) — лучше не бывает!

Вообще, честно говоря, любой человек стремится иметь все самое лучшее и передовое, что только может себе позволить. Такова психология, и с ней не поспоришь. Спроси любого новоявленного обладателя зеркальной фотокамеры с китовым объективом, планирует ли он в скором времени разжиться еще парочкой стекол, и в 99% случаев ответ будет утвердительным. Вот только наверняка человек еще не знает, какие именно стекла ему понадобятся, да и понадобятся ли вообще. Но точно знает, что уже хочет чего-то новенького.

Чтобы иметь хотя бы примерные ориентиры для выбора, и написан данный опус.

Все объективы можно разделить на три большие группы: короткий фокус, средний фокус и длинный фокус. Думаю, о понятии “фокус” нет смысла распространяться, ибо этого не знает, разве что, ленивый. Соответственно, каждая из групп решает свои задачи.

1. Короткофокусные объективы (широкоугольники).

shirokougolnik

Если ваши притязания — необозримые просторы родины, леса, поля и реки, моря и океаны с потрясающими закатами или рассветами, то в коробке вашей обязательно должен быть широкоугольный объектив. Широкими можно считать те, у которых фокусное расстояние от 14 до 28мм. Причем, не важно, будет ли это фикс на 20мм или зум 17 – 40мм, оба они попадают в эту группу.

Главная фишка широкоугольника в том, что он не просто охватывает большое пространство, но и хорошо передает перспективу. Два одинаковых дерева на переднем и среднем планах будут заметно отличаться по размеру. Тем самым передавая сильное ощущение глубины.

Широкоугольники удобно применять и при съемке архитектурных сооружений или внутри помещений, когда необходимо “взять” в кадр как можно больший объем пространства. Например, если таки будете в Париже и захотите целиком запечатлеть собор Парижской Богоматери с парадного входа, то без “ширика” вам просто не обойтись. Просто потому, что площадь там не сильно широкая, и вам будет не отойти на достаточное расстояние, чтобы все влезло в среднефокусный объектив и уже тем более телевик.

Точно так же и в тесной комнате. Широкоугольник позволяет вобрать в кадр больше места, а не только пол окна и табуретку с физиономией друга.

Отдельной статьей идут сверх-широкоугольники 8 – 14мм. Так называемый “рыбий глаз”. Такой объектив видит на 180. Но само изображение при этом имеет очень сильные пространственные искажения. Например, линия горизонта будет сильно выпуклой, а дорога по низу кадра изогнутой как коромысло.

2. Среднефокусные объективы.

obektiv samyang af 50mm f 1.4

К ним можно отнести те, которые имеют фокусные расстояния от 35 до 85мм. Иначе такие объективы называются универсальными. Ими можно с одинаковым успехом снимать как природу, так и репортажи, спортивные состязания и портреты. Хотя для последних все же лучше применять самый большой из данного класса — 85мм. И этому есть ряд причин, основная из которых — правильная передача пропорций лица портретируемого.

Широкий угол приближает центральную часть снимка и удаляет края. В результате чего лицо получается сильно выпуклым. Кто хоть раз разглядывал свое отражение в стеклянном елочном шаре, тот поймет. Напротив, длинный фокус (меньший угол) как бы выравнивает картинку, делает ее более плоской.

3. Длиннофокусные объективы (телеобъективы)

teleobektiv

Длинный фокус хорош для шпионов и фотоохотников. Он позволяет делать снимки на значительном удалении. Сюда можно отнести стекла с фокусными расстояниями от 100мм и выше. Для работы с таким объективом понадобится штатив, потому как даже легкое дрожание рук будет буквально трясти картинку в видоискателе. И чем больше расстояние, тем тряска выражена сильнее. Правда сейчас уже такие объективы снабжают встроенным “антитрясом”, и иногда он помогает.

Телевиком также хорошо снимать портреты. Линзы с фокусами 100 – 135мм для этого подходят просто замечательно. Есть даже такое мнение среди портретистов, что 85мм хорош для реалистичности, а 135мм для съемки очаровательных женщин, ибо сглаживает дефекты кожи.

Все, что выше 200мм — это уже чисто телевик для дальнобоя. Причем, учитывая кроп-фактор многих зеркальных камер, длинный фокус становится еще длиннее. Например, те же 200мм превращаются в 350мм на Nikon и в 360мм на Canon. Кроме того, телевик сильно сжимает пространство, поэтому широкие пейзажи им обычно не снимают.

Так что же выбрать новичку?

Если вы только начинаете увлекаться фотосъемкой и прикупили китовый набор — зеркалка + объектив 18 – 55мм — то вам есть смысл пополнить его всего лишь одним объективом 55 – 200мм из недорогих. Таким образом, вы покроете максимум фокусных расстояний, и этой пары стекол вам хватит за глаза и за уши.

Когда вы уже пристреляетесь и поймете, что фотография — это надолго, то к тому времени уже сможете вычислить, что вам больше нравится снимать, какие сюжеты, какими фокусными расстояниями пользуетесь чаще всего. Исходя из этих знаний, вы уже будете приобретать качественные стекла с самыми востребованными фокусными расстояниями. И, скорее всего, это будет по одной фикс-линзе из каждого класса, плюс парочка экзотов вроде “рыбьего глаза” или объектива со сдвигом.

Причем в самом начале пути нет никакого смысла заморачиваться со светосилой объектива и пускать слюни на дырку 2,8 и брезгливо отворачиваться от 3,5. Все равно на том уровне, где вы есть сейчас, дорогая просветленная линза вас не спасет и шедевров за вас не сделает. Это из той же оперы, что и крутая гитара для начинающего рокера, или крутой океанский спиннинг для будущего рыбака. Гитара сама не заиграет как Стив Вай, а спиннинг не поймает чудо-юдо-рыбу-кит лишь потому, что стоит 2 штуки баксов.

Всему свое время.

И напоследок несколько ссылок для вдохновения. Эти ребята снимают бюджетными зеркалками с китовыми объективами и при этом делают потрясающие снимки. Что лишний раз подтверждает: не в технике дело, а в ручках и голове.

Загрузка ...
 Я фотолюбитель